Как написать лонгрид
Ирина Гильманова, Ольга Ечевская.
Лаборатория онлайн-педагогики ИТМО

Все мы знаем, что люди воспринимают информацию по-разному. Кому-то (например мне) проще один раз увидеть, чем 100 раз услышать.

 

Кто-то наоборот лучше воспринимает информацию на слух, кто-то — через ощущения и запахи. Такие различия описывает классификация психотипов: аудиалы, визуалы, кинестетики (и иногда — дигиталы), которую придумал новозеландский школьный инспектор Нил Флеминг в 90-х годах ХХ века. Возможно, и вы замечали за собой, что лучше запоминаете визуальную, аудиальную или «ощущенческую» информацию.


Конечно, чистых типов не бывает. Более того, есть мнение что сама классификация несостоятельна и мало что объясняет. Но факт остаётся фактом: чем больше разнообразных каналов восприятия мы задействуем при передаче информации, тем выше шансы, что нас поймут и запомнят самые разные люди.


На первый взгляд, лонгрид кажется исключительно визуальным инструментом: мы читаем текст и смотрим картинки. Но это не совсем так. Лонгрид — это не просто текст, это мультимедийный инструмент, который позволяет обращаться к читателям через все каналы восприятия. Как это работает? Разбираемся в нашем лонгриде.


Кстати, если вы аудиал, вы можете не читать текст, а долистать до конца: специально для вас мы записали аудиоподкаст и приглашаем его послушать.

Общие правила для лонгридов
  • Ответьте себе на вопросы «зачем?» и «для кого?»
Вы должны сформулировать цель вашего лонгрида и знать его целевую аудиторию. Это поможет вам написать текст, который дочитают до конца.

  • Погрузитесь в материал
Читайте книги, общайтесь с экспертами, смотрите фильмы и лекции, ходите на выставки и в музеи — да-да, чтобы создать цифровой продукт, иногда нужно выйти в реальный мир 🙂

  • Соберите референсы
Пабло Пикассо говорил: «Хорошие художники копируют, великие художники воруют».
Не бойтесь быть великим художником: читайте лонгриды коллег, делайте скриншоты, выписывайте интересные форматы и решения. А потом замиксуйте всё, что понравилось, и сделайте из этих идей собственный уникальный продукт.

  • Выберите платформу
Вам нужно просто опубликовать материал и сразу получить отклик? Сделать акцент на графике и добавить видео? Или собрать историю из текстовых и мультимедийных блоков?
Протестируйте разные платформы, чтобы принять взвешенное решение.
Продумайте структуру и логику текста.

Вы можете применить трёхактную структуру, которую часто используют в сторителлинге. Если вы используете эту схему, в вашем лонгриде должны быть:
  • Введение, в котором вы обозначаете, о чём этот текст и кому он может быть нужен.
  • Основной блок текста, развивающий главную мысль.
  • Заключение и вывод.
Ещё вы можете применить принцип перевёрнутой пирамиды — его часто используют в журналистике.

Располагайте информацию по уровню значимости: сначала — самое важное, а затем — дополнения и детали, в порядке убывания их значимости.

Не ограничивайте себя этими двумя схемами, ищите ту, которая идеально подойдёт вам и вашему тексту.
  • Не усложняйте текст…
… или «воздержитесь от активного увеличения когнитивной нагрузки в письменном материале»? Кажется, ответ очевиден 🙂

  • Разделяйте текст фотографиями, видео, интерактивными материалами
Так вы удержите внимание читателя. А ещё…

  • Не рассказывайте то, что можно показать
Графики, схемы, иллюстрации, комиксы — они помогут сделать контент наглядным и понятным для пользователей.

  • Просите обратную связь у читателей
А перед публикацией обязательно вычитайте текст сами или отдайте на проверку редактору.

  • Обновляйте текст
Следите за его актуальностью, чтобы не было вот так:
Специфика образовательных лонгридов
Образовательный лонгрид не только хорошо читается, но и чему-то учит.
  • Прежде, чем его писать, сформулируйте образовательный результат и убедитесь, что вы понимаете, как к нему прийти.

  • Пишите проще, полюбите сервисы проверки текста на понятность (вроде Plain Russian) и на читаемость (например, Главред, который помогает очистить текст от словесного мусора).

  • Всё важное иллюстрируйте примерами. Например, приведите скриншот, как в нашем случае с актуальностью лонгрида, или добавьте ссылки, как в буллете выше.

  • Вовлекайте разные каналы восприятия: не только рассказывайте, но и показывайте, предлагайте что-то произнести, написать, представить.

  • Включайте интерактивные элементы и практические задания для закрепления результата: знаний или навыков (нет практики — нет навыков, такое правило).

  • Проверьте на ком-нибудь. Дайте прочитать другому человеку и убедитесь, что он понял и запомнил всë, что нужно.
Ответьте на вопрос
Что из этого будет полезно в образовательном лонгриде?
Ответить
Проверить
Узнать результат
Отлично!
Ещё раз
Образовательный лонгрид
Цель — научить
А ещё он может стать модулем в курсе или дополнительным материалом
Контент обучающий, нейтральный
Польза может быть измерена
по уровню усвоения материала
Предлагает ценность в виде знаний и информации
Проектируется «вдолгую», регулярно обновляется, важно актуализировать
Продающий лонгрид
Цель — продать
Продал и всё, дальше может долго и не жить
Контент эмоциональный, убеждающий
Успех измеряется по количеству продаж
Предлагает ценность через продукт или услугу
Может терять актуальность вместе с продуктом или трендом

И ещë одна маленькая, но важная деталь: при сборке лонгрида соблюдайте базовые правила типографики и вëрстки. Иначе даже самый качественный контент будет выглядеть неряшливо и «не зайдëт».

Мы собрали для вас небольшую базу источников, которая поможет вам сориентироваться в основах.
Аудиоподкаст
Вы дочитали лонгрид до конца — ура, значит, мы писали его не зря!
И вы всё ещё можете послушать аудиоподкаст, если вам интересно, как ту же информацию можно подать в другом формате.

А ещё вы всегда можете задавать нам вопросы или просто написать, мы всегда вам рады :)
Из лонгридов можно собрать целый курс — как, например, «Современное курсостроение» от Лекториума.
Лаборатория онлайн-педагогики
2024
Made on
Tilda